Юрий Гусаров: О РАННЕМ (КАЗАНСКОМ) ПЕРИОДЕ ИСТОРИИ ЧУВАШСКОГО ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА И ЕГО СВЯЗЯХ С ЧУВАШСКИМИ НАЦИОНАЛЬНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

21.11.2017 10:56 | просмотров: 3152
Юрий Гусаров: О РАННЕМ (КАЗАНСКОМ) ПЕРИОДЕ ИСТОРИИ ЧУВАШСКОГО ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА И ЕГО СВЯЗЯХ С ЧУВАШСКИМИ НАЦИОНАЛЬНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

Принято считать, что чувашский молодежный драматический кружок г. Казани, от которого ведет свое начало Чувашский драматический театр, появился благодаря частной инициативе. Во многом «сказочная» эта версия выросла из воспоминаний основателя Чувашского драматического театра И.С. Максимова-Кошкинского и его коллег – первых чувашских артистов, писавших с оглядкой на советскую цензуру. На самом деле рождение и ранняя история театра связаны с чувашским национальным движением, которым в 1917–1918 гг. заправляли чувашские эсеры. Сама же знаменитая постановка 14 (27) января 1918 г пьесы А.Н Островского «Не так живи, как хочется» на чувашском языке, ставшая днем рождения Чувашского драматического театра, была осуществлена для делегатов национального форума – Всероссийского чувашского военного съезда, работавшего с 12 января по 14 февраля. Но в советское время о заслугах эсеров не вспоминали.

На научно-практической конференции «Явление Театра народу», посвященной 100-летию Чувашского государственного академического театра им. К.В. Иванова (г. Чебоксары, 14 ноября 2017 г.), прозвучали выступления сотрудников Чувашского государственного института гуманитарных наук Юрия Гусарова и Алексея Леонтьева, в которых были приведены новые факты из ранней истории Чувашского драматического театра и о его связях с чувашским национальным движением. Ниже публикуется отрывок из статьи Юрия Гусарова. Полностью она будет напечатана в сборнике материалов конференции.

 

 

Юрий Гусаров

О раннем (казанском) периоде истории Чувашского драматического театра и его связях с чувашскими национальными организациями 

 

Ранний (казанский) период истории Чувашского драматического театра изучен недостаточно. Во многом это следствие скудости документов периода Февральской и Октябрьской революций и Гражданской войны. Ситуация усугубляется политической тенденциозностью мемуарных источников. Авторы воспоминаний замалчивали, в лучшем случае лишь вскользь упоминали об участии в становлении профессионального национального театра чувашских национальных организаций, которыми заправляли эсеры. Основатель театра И.С. Максимов-Кошкинский, который в 1921 г. был исключён из РКП(б)[1], а в 1937–1940 гг. подвергся политическим репрессиям, в воспоминаниях умолчал не только о «неудобных» страницах своей политической биографии: принадлежности к левым эсерам и членстве в Чувашском левом социалистическом комитете (ЧЛСК), но и об участии в становлении руководимого им драмкружка чувашских национальных организаций, руководимых правыми эсерами[2]. Иные мемуаристы заслуги эсеров в развитии чувашского театра приписывали большевикам. Например, П.Н. Осипов утверждал, что успехи И.С. Максимова-Кошкинского в организации Чувашского советского передвижного театра в Казани и Чувашского государственного театра в Чебоксарах были достигнуты под руководством Казанского губкома РКП(б) и Чувашского обкома РКП(б) соответственно[3]. Недоговаривали и советские исследователи: испытывая недостаток исторических данных, они делали упор на анализе сценического репертуара. Приходилось следовать и идеологическим установкам. Скажем, театровед Ф.А. Романова декларативно связывала появление чувашского театра с реализацией «ленинской национальной политики»[4].

Первый художник Чувашского государственного театра К.М. Васильев справедливо заметил, что профессиональный театр не мог возникнуть вдруг, по желанию группы энтузиастов, даже в революционное время, когда «невозможное становилось возможным»[5]. Историю чувашского театрального искусства (любительского и профессионального) следует рассматривать в контексте культурных и политических процессов конца XIX – начала XX вв., способствовавших зарождению национальной литературы и искусства, росту национального самосознания, появлению национального движения. Развитие капитализма сопровождалось прогрессом системы народного образования, привело к появлению чувашской интеллигенции. В конце XIX – начале XX вв. в ответ на тягу народа к культуре родилось движение народного самодеятельного театра, охватившее и Поволжье. Уже в годы революции 1905–1907 гг. учителя и другие представители чувашской революционной интеллигенции обратились к постановкам пьес на родном языке – как оригинальных, так и переводных[6]. Тогда же зародилась чувашская драматургия. И.С. Максимов-Кошкинской вспоминал о сильном впечатлении, которое оказала на него, в бытность учеником начальной школы, постановка выпускниками Симбирской чувашской школы Г.А. Крылова и С.И. Иванова, приехавших в 1905 г. домой на каникулы, пьесы собственного сочинения[7]. Среди пионеров чувашской драматургии имена как малоизвестных любителей, так и деятелей чувашской литературы К.В. Иванова, М.Ф. Акимова, Н.В. Шубосинни и др. Театральное искусство привлекало просветителей и революционеров своей демократичностью, доступностью для малограмотной аудитории, что являлось актуальным для чувашского общества той поры.

Свержение самодержавия открыло перед национальными культурами простор для развития. Лидеры национальных движений Поволжья рассматривали театральное искусство как орудие культурного и политического прогресса народов. Так, на I съезде мелких народностей Поволжья (Казань, 17–22 мая 1917 г.) отмечалась необходимость организации спектаклей на родном языке «в целях развития национального самосознания», поставлена задача создания национальных обществ любителей театра и искусства[8]. В Уставе Союза мелких народностей Поволжья, принятом на его втором съезде в августе 1917 г., среди направлений культурно-просветительной работы обозначена организация спектаклей и концертов[9]. Общечувашский национальный съезд (Симбирск, 20–28 июня 1917 г.), на котором было создано Чувашское национальное общество (ЧНО), высказался за создание в Казани Чувашского национального дома, в котором наряду с другими учреждениями культуры предусматривалось разместить театр[10]. В первой половине 1919 г. Чувашский отдел при Наркомнаце реализовал эту идею, учредив Центральный чувашский пролетарский клуб «Халăх пÿрче». Из-за жилищного кризиса помещения для него не удалось найти, а уже в мае того же года он прекратил существование из-за эвакуации Чувашского отдела в Чебоксары в связи с приближением армии Колчака к Казани[11]. По свидетельству современников, летом 1917 г. на чувашских национальных съездах состоялись первые концерты и спектакли на родном языке[12]. Известно, что на открытии I Общечувашского съезда (Симбирск, 20–28 июня 1917 г.) были исполнены семь чувашских народных песен в обработке С.М. Максимова. Хором из делегатов съезда – воспитанников Симбирской чувашской школы, руководил сам композитор[13].

Деятельность национальных организаций по поддержке театра отвечала культурной политике советской власти, рассматривавшей его (театр) как орган народного просвещения. Благодаря этому появились новые профессиональные театры, а самодеятельный театр приобрел массовость. Уже с конца 1917 г. при народных домах и клубах стали возникать чувашские кружки любителей театра. Одним из первых был учительский драмкружок в с. Акулево Чебоксарского уезда, зародившийся ещё в предреволюционное десятилетие[14]. Свой первый спектакль на родном языке он показал 22 декабря 1917 г.[15] Для Чувашии любительская сцена явилась предысторией профессионального театра – как русского, так и чувашского[16].

История последнего ведется от казанского молодежного драмкружка. О зарождении и начальной деятельности драмкружка известно в основном по воспоминаниям его участников, писавших с оглядкой на цензуру. Лидером кружка является И.С. Максимов (псевдоним «Кошкинский» он присоединил к фамилии позже) – в то время актер Нового театра г. Казани, завершивший, по-видимому, обучение в Казанской художественной школе[17]. Еще будучи ее учеником, он с 1912 г. подрабатывал статистом (актер массовки) в городском театре. Став старшим статистом, активно привлекал учеников школы к участию в театральной массовке[18]. Свою страсть к театру он привил своим друзьям-сокурсникам П.А. Федорову (1897–1918) и К.М. Васильеву (1896–1985), которые 2–3 года вместе с ним подрабатывали статистами в Казанском городском театре и в качестве помощников художника-декоратора участвовали в оформлении спектаклей.

И.С. Максимов-Кошкинский писал, что к осуществлению давней мечты о чувашском театре его подтолкнул совет коллеги по труппе антрепренера Каразина, актера Н.П. Россова[19], по примеру казанских татар создать национальный театр, начав с переводной русской пьесы. Драматург вспоминал, что после того как его друзья К.М. Васильев и П.А. Федоров одобрили идею организации молодежного драмкружка, они объявили о ней на ближайшем собрании чувашской учащейся молодежи (варианты: на следующий день, в тот же день), которое было встречено аплодисментами присутствовавших. Тогда в самодеятельные артисты записалось около 30 (назывались и другие цифры: 40, 50 чел.) студентов, сбор которым был назначен в ближайшее воскресенье в редакции газеты «Хыпар»[20]. К.М. Васильев писал, что Максимов-Кошкинский искал будущих артистов на собраниях землячества учащейся молодежи и на спевках чувашского хора[21]. Организатор последнего Т.Д. Алексеев также утверждал, что драмкружок возник в декабре 1917 г. на одном из собраний чувашской учащейся молодежи. По его словам, труппу составили участники чувашского хора, оформившегося на подобном собрании в ноябре 1917 г. (возможно, на собрании 26 ноября, где обсуждался вопрос о чувашском хоре[22]) и молодежь, присутствовавшая на собрании[23]. К слову, чувашский хор участвовал в спектаклях и числился при театре даже в 1919 г.[24]

Рассказ Максимова-Кошкинского о зарождении драмкружка не согласуется с заметкой в газете «Хыпар» от 25 декабря 1917 г. В ней говорится, что 17 декабря на девятом собрании чувашской молодежи г. Казани (первое состоялось 12 ноября[25]), было решено поставить спектакль и концерт для делегатов национальных форумов – всероссийских чувашских съездов: военного и учащихся, намеченных к открытию на 10 января 1918 г. Для подготовки спектакля и концерта были избраны драматическая, хоровая и художественная комиссии и собрано 142 руб. Учащиеся, уезжающие домой на рождественские каникулы, пообещали привезти чувашские костюмы и музыкальные инструменты. В заметке приведены зажигательные выступления студентов Я.П. Ятманова и О.И. Шестипаловой с призывом принять активное участие в мероприятии, призванном продемонстрировать богатство чувашской культуры[26].

Вскоре «при ближайшем участии и под руководством» Максимова-Кошкинского, который обладал актерским опытом, была создана труппа актеров-любителей: в заметке о первом чувашском спектакле он назван её руководителем, о втором, назначенном на 21 января – артистом, администратором спектакля[27]. Через 10 дней после собрания состоялось первое собрание драмкружка, где распределили роли (оставшихся не у дел кружковцев задействовали в чувашском хоре). До начала репетиций Максимов-Кошкинский встретился с режиссером Беркутовым, советы которого помогли в работе[28].

Штаб по подготовке первого чувашского спектакля располагался в квартире, которую снимали Максимов-Кошкинский с друзьями, стала, отчего он «говаривал впоследствии, что… чувашский театр родился на Подлужной улице г. Казани»[29]. Здесь после коллективного обсуждения была выбрана для перевода трагедия А.Н. Островского «Не так живи, как хочется». Для экономии времени Максимов-Кошкинский разделил её на акты и раздал для перевода П. Федорову, П. Порфирьевой, П. Макаровой, один акт оставил себе. На квартире обсуждались костюмы, сценическое оформление спектакля, проводились коллективные читки и вносились правки в перевод пьесы до обсуждения его с труппой[30], т.е. работали драматическая и художественная комиссия. Репетиции шли каждый вечер. 7 января, за неделю до спектакля, были расклеены афиши[31]. Подготовка спектакля заняла меньше месяца.

Самодеятельный творческий коллектив получил название «Кружка любителей чувашского национального драматического искусства». В газетной заметке о первом чувашском спектакле, состоявшемся 14 (27) января 1918 г., сообщалось, что кружок «поставил себе задачей создание передвижного театра, обязанного обслуживать всю чувашскую нацию»[32]. Задача государственного масштаба. Сравните: в 1919 г. Чувашский отдел при Наркомнаце принял положение о чувашском советском передвижном театре, призванном «обслуживать всю чувашскую нацию РСФСР»[33]. Конечно, самодеятельный театральный коллектив не мог замахнуться на культурную задачу такого масштаба. Она была сформулирована Чувашским национальным обществом (ЧНО), опекавшего драмкружок до весны 1918 г.

Максимов-Кошкинский утверждал, что организаторами упомянутых молодежных собраний были лидеры правых эсеров Г.Ф. Алюнов и И.В. Васильев, стремившиеся привлечь к себе чувашскую молодежь. Сам же он, якобы, не интересовался политикой и случайно побывал на двух – трех из них по приглашениям знакомых[34]. Однако известно, что на собрании 10 декабря 1917 г. он выступил при обсуждении доклада И.Е. Ефимова (Тхти) по истории чувашской литературы[35]. Собрания проходили по субботним и выходным дням в страховом отделе губернского земства в доме З.Н. Ушковой напротив Казанского университета – одном из красивейших зданий Казани. Здесь с политическими речами и лекциями по истории, этнографии и культуре чувашского народа и в прениях по ним выступали учёные Казанского университета В.Ф. Смолин, С.П. Покровский, П.К. Жузе, Н.В. Никольский, чувашские деятели Г.Ф. Алюнов, И.В. Васильев, И.Е. Ефимов (Тхти) и др.[36] П.Н. Осипов вспоминал, что лекции вызывали желание работать на благо родного народа и его культуры, отмечал сильное влияние эсеров на чувашскую интеллигенцию и молодежь[37]. По газетным заметкам и мемуарам известно об участии в собраниях М.П. Петрова, А.Д. Краснова, Л.М. Лукина, А.П. Прокопьева (Милли), А.А. Осанова, И.С. Михеева, П.Н. Осипова, О.И. Шестипаловой, Я.П. Ятманова, А.Г. Гавриловой и других представителей чувашской интеллигенции[38]. Максимов-Кошкинский и Васильев, например, писали о Федорове как одном из лидеров молодежи, его выступлениях на собраниях «по актуальным политическим вопросам[39].

26 ноября 1917 г. на четвертом по счёту собрании молодёжи оформился «Союз учащихся-чуваш г. Казани», получивший в литературе название «Союз чувашской учащейся молодежи». Руководил им упоминавшийся И.В. Васильев. Идейно «Союз» примыкал к ЧНО, участвовал в совещаниях чувашских национальных организаций, руководимых правыми эсерами[40].

С созданием «Союза» политическое воспитание молодёжи получило развитие: 23 февраля 1918 г. в доме З.Н. Ушковой Г.Т. Титов прочёл лекцию «Современные пути чувашской интеллигенции», вход на которую для членов «Союза» был бесплатным[41], 24 марта того же года «Союз» устроил бесплатную лекцию Г.Ф. Алюнова о взаимоотношениях интеллигенции и народа в Коммерческом училище[42]. Максимов-Кошкинский вспоминал о частых выступлениях Алюнова на собраниях чувашских учащихся в январе 1918 г. по возвращении из Петрограда после разгона Учредительного собрания[43]. Газета «Хыпар», служившая драмкружку штаб-квартирой, также являлась изданием ЧНО.

К.М. Васильев признавал, что первый чувашский спектакль состоялся благодаря поддержке советских органов, чувашских политических работников и других лиц, облечённых властью[44]. Под вторыми подразумевались чувашские правые эсеры, проявлявшие интерес к театральному кружку. Так, в антракте первого спектакля и по его окончании, перед выступлением чувашского хора, депутаты Учредительного собрания И.В. Васильев и Г.Т. Титов произнесли речи о культурно-национальном возрождении чувашского народа[45]. По докладу Г.Т. Титова на Всероссийском чувашском военном съезде, на спектакле было собрано 1716 руб. 50 коп. пожертвований в национальный фонд[46] (инициатором сбора был сам Титов[47]), созданный правыми эсерами в декабре 1917 г.; по предложению докладчика делегаты под аплодисменты выразили благодарность «инициаторам национального торжества, поставившим первый спектакль на чувашском языке»[48]. Добавим к этому свидетельство Максимова-Кошкинского о том, что после первого спектакля И.В. Васильев агитировал участников драмкружка не связываться (контактировать) с большевиками[49].

В начале 1918 г. произошел раскол в партии чувашских эсеров, что заставило руководителя драмкружка и его друзей определиться с политическим выбором. В марте 1918 г. П.А. Федоров вступил сам и, по версии Максимова-Кошкинского, записал его во вновь образованный Чувашский левый социалистический комитет (ЧЛСК) [50], из членов которого формировались чувашские советские организации. В окружении Максимова-Кошкинского находился еще один политик – Д.П. Петров (Юман), доводившийся ему родственником по матери. Д.П. Петров вышел из партии эсеров и организовал чувашскую национально-социалистическую партию, создавшую свою фракцию в ЧЛСК. Без сомнения, он оказал влияние на политические взгляды Максимова-Кошкинского.

Об идейных разногласиях между чувашскими правыми и левыми эсерами Максимов-Кошкинский мог знать также по дискуссиям на Всероссийском чувашском военном съезде (Казань, 10 января – 14 февраля 1918 г.): на нем он и его друзья К.М. Васильев и П.А. Федоров присутствовали как авторы проекта национального флага. Кстати, впервые вопрос о национальном флаге был поднят на первом Общечувашском национальном съезде в Симбирске, поручившем ЧНО создать комиссию из художников и экспертов «хорошо знакомых с национальным духом чуваш», для составления его проекта[51]. Уже весной 1918 г. Максимов-Кошкинский определился с политическим выбором и вступил в партию левых эсеров (указан её членом в документах Чувашского коммунистического комитета, созданного 28 сентября 1918 г. при его участии)[52].

В литературе утверждается, что для членов драмкружка, как «выходцев из народа», не стоял вопрос о признании советской власти[53]. Однако Максимов-Кошкинский не скрывал, что в его окружении было немало сторонников Алюнова и Васильева, которые негативное отношение к советской власти поменяли только после пережитых ужасов оккупации Поволжья армией Комуча[54]. С его слов известно об участнике первого чувашского спектакля М.Ф. Филиппове (Спиридонове), ушедшем с белыми после взятия белочехами Казани[55]. Уточним: М.Ф. Филиппов (1895 – не ранее 1941) работал завхозом газеты «Хыпар», а затем секретарем газеты «Канаш», одновременно учился на физико-математическом факультете Казанского университета; в мае 1918 г. уехал на родину – д. Савруши Чистопольского уезда, где в августе того же года вступил в Народную армию Комуча, поменяв фамилию на «Спиридонов», чтобы избежать репрессий со стороны белых[56].

14 марта 1918 г. на заседании ЧЛСК был сформирован Комиссариат по чувашским делам при исполкоме Казанского губернского Совета. Заведующими его судебным отделом и внешкольным подотделом отдела народного просвещения были избраны П.А. Федоров и И.С. Максимов соответственно[57]. Должность второго указывает на то, что ЧЛСК традиционно рассматривал театр как элемент системы внешкольного образования. Комиссариат начал работу 25 марта[58], однако вскоре его структура, дублировавшая Казанский губисполком, была реформирована, поэтому И.С. Максимову поработать в нём не удалось. Он являлся активным работником ЧЛСК, хотя на допросах в ОГПУ утверждал, что был рядовым членом, никаких поручений организации не выполнял[59]. В ЧЛСК состоял еще один член драмкружка, упомянутый выше М.Ф. Филиппов (Спиридонов)[60]; его же, видимо, следует отождествлять с заведующим финансовым отделом Комиссариата по чувашским делам первого состава Филипповым[61].

В отличие от своих друзей Федоров сделал политическую карьеру. Под влиянием отца – крестьянина д. Старые Урмары Цивильского уезда, депутата II Госдумы А.Ф. Федорова он рано приобщился к общественно-политической деятельности: в годы учебы в Казани распространял на родине листовки, а после Февральской революции организовывал митинги молодежи. Весной и летом 1917 г. собирал среди чувашской молодежи г. Казани средства для газеты «Хыпар» и публиковал в ней статьи политического содержания[62], зимой, как думаем, вступил в «Союз чувашской учащейся молодежи».

Подобно отцу, Федоров состоял в партии эсеров. В конце 1917 – начале 1918 гг. он входил в инициативную группу эсеров и беспартийных по созданию чувашской национально-социалистической партии и в комиссию по составлению её партийной программы и устава. 11 апреля 1918 г. избран во временное управление самой крупной в ЧЛСК фракции левых эсеров[63]. 20 апреля того же года назначен ответственным переводчиком Комиссариата по чувашским делам – руководителем отдела переводческого и печати, в ведении которого находилась газета «Канаш». 20 мая 1918 г. избран заведующим отдела агитационно-политического и связи[64], а 8–12 и 21–30 июля временно замещал комиссара по чувашским делам А.Д. Краснова в связи с его служебной командировкой и отпуском по болезни[65] соответственно. Погиб в августе 1918 г. при взятии белочехами Казани при невыясненных обстоятельствах[66].

Федоров играл заметную роль в чувашском драмкружке: участвовал в переводе русских пьес на чувашский язык, репетициях спектаклей, однако проявил себя на организаторском поприще. Не случайно, Максимов-Кошкинский называл его первым администратором чувашского театра. С его слов известно, что Федоров занимался набором членов в драмкружок, распространением билетов на спектакли, заказом афиш и др.[67]

С весны 1918 г. чувашский драмкружок сотрудничал со вновь организованными организациями и учреждениями левых эсеров. После того как 19 февраля последние силовым образом отобрали у правых газету «Хыпар»[68], переименовав её в «Канаш» (этот акт был поддержан Максимовым-Кошкинским[69]), собрания драмкружка проходили в её редакции. Вот объявление одной из казанских газет: «В среду 17 (4) апреля в 6 ч. вечера в помещении чувашской газеты «Канаш» состоится общее собрание членов "Кружка любителей чувашского национального драматического искусства". В порядке дня вопрос о выработке устава и о дальнейших спектаклях. Убедительно просят всех учащихся и др. чуваш обоего пола, интересующихся драматическим искусством, пожаловать на собрание»[70]. М.Ф. Акимов, работавший переводчиком в газете, вспоминал: «К нам приходили чувашские артисты со своим руководителем Максимовым-Кошкинским... Они проводили репетиции для постановок спектаклей на родном языке…»[71].

 

Источники и литература

 

 


[1] Государственный архив современной истории Чувашской Республики (ГАСИ ЧР). Ф. 2669. Оп. 2. Д. 2900. Л. 6.

[2] Алексеев В.А. Дорогой Октября. Чебоксары, 1971. С. 41; НА ЧГИГН. Отд. II. Ед. хр. 434. Инв. № 1115. Л. 16.

[3] Научный архив Чувашского государственного института гуманитарных наук (НА ЧГИГН). Отд. V. Ед. хр. 444. Инв. № 3269. Л. 7.

[4] Романова Ф.А. Театр, любимый народом. Чебоксары, 1988. С. 6.

[5] НА ЧГИГН. Отд. VI. Ед. хр. 153. Инв. № 4726. Л. 2.

[6] Иванов-Ехвет А.И. Музы ищут приют: к истории дореволюционных русско-чувашских культурных взаимосвязей. Музыка. Театр. Чебоксары, 1987. С. 200–205.

[7] Максимов Кошкинский И.С. Мечта и сегодняшняя действительность // Советская Чувашия. 1960. 15 мая. С. 3; Его же. Аса кильнисем // Ялав. 1948. № 4. С. 32..

[8] НА ЧГИГН. Отд. X. Ед. хр. 736. Инв. №. 7. С. 46, 47.

[9] Там же. Отд. I. Ед. хр. 288. Л. 20.

[10] Резолюции и пожелания, принятые Общечувашским национальным съездом, состоявшимся в Симбирске с 20 по 28 июня 1917 г. Симбирск. 1917. С. 15.

[11] НА ЧГИГН. Отд. II. Ед.хр. 433. Инв. № 1114. Л. 26, 24.

[12] Кайук И. Чăваш спектаклĕпе концерт // Хыпар. 1918. 21 января. Документ предоставлен А.П. Леонтьевым.

[13] НА ЧГИГН. Отд. II. Ед. хр. 247. Л. 352; Кондратьев М.Г. Чувашская музыка: от мифологических времен до становления современного профессионализма. Чебоксары, 2007. С. 238.

[14] Иванов-Ехвет А.И. Музы ищут приют. Чебоксары. 1987. С. 281; Романова Ф.А. Роль Ф.П. Павлова и И.И. Илларионова в развитии чувашского театрального искусства // Ученые записки ЧНИИ. Чебоксары, 1969. Вып. 45. С. 59, 60.

[15] Шемшерти спектакль // Хыпар. 1918. 21 января.

[16] Иванов-Ехвет А.И. Указ. соч. С. 296.

[17] Есть основания считать, что Максимов-Кошщкинский не получил свидетельства об окончании художественной школы, т.е. не является ее выпускником. Более подробно см. нашу вводную статью к публикуемым в данном сборнике воспоминаниям К.М. Васильева.

[18] НА ЧГИГН. Отд. VI. Ед. хр. 153. Инв. № 297. С. 129.

[19] Максимов-Кошкинский И.С. Аса кильнисем // Ялав. 1948. № 4. С. 33.

[20] Максимов Кошкинский И.С. Пьесăсем, калавсем, аса илÿсем [Пьесы, рассказы и мемуары]. Шупашкар, 1963. С. 377, 379; Его же. Малтанхи спектакль // Ялав. 1946. № 2–3. С. 46.

[21] НА ЧГИГН. Отд. VI. Ед. хр. 153. Инв. № 297. С. 38.

[22] Общее собрание учащихся в г. Казани чуваш // Крестьянская газета. 1917 г. № 102. 25 ноября.

[23] НА ЧГИГН. Отд. II. Ед. хр. 741. Инв. № 2303. Л. 4.

[24] Чувашия в годы Гражданской войны. Образование Чувашской автономной области. С. 251.

[25] Верекенсен пурнаçе // Хыпар. 1917. 20 ноября.

[26] Чăваш пурнаçĕ // Хыпар. 1917. 25 декабря. Документ предоставлен А.П. Леонтьевым.

[27] Чувашский спектакль // Казанское слово. 1918. 18 января. С. 2; Чăваш пурнаçĕ // Хыпар. 1918. 21 января.

[28] Максимов-Кошкинский И.С. Малтанхи спектакль. С. 47.

[29] НА ЧГИГН. Отд. VI. Ед. хр. 153. Инв. № 297. Л. С. 136.

[30] Там же. С. 5, 134–135.

[31] Максимов-Кошкинский И.С. Малтанхи спектакль. С. 47.

[32] Чувашский спектакль // Казанское слово. 1918. 18 января. С. 2.

[33] Государственный архив Чувашской Республики (ГИА ЧР). Ф. Р-499. Оп. 1. Д. 101. Л. 22.

[34] Там же. Ф. 2669. Оп. 2. Д. 2900. Л. 69, 125-126.

[35] Чăваш челхи // Хыпар. 1917. 14 декабря. С. 2.

[36] Г.Ф. Алюнов лекцийе // Хыпар. 1917. 11 декабря; Чăваш пурнаçĕ // Хыпар. 1917. 25 декабря.

[37] НА ЧГИГН. Отд. V. Ед. хр. 444. Инв. № 3269. Л. 1–3.

[38] Чăваш йĕррине шырани // Хыпар. 1917. 5 декабря. С. 3; Чăваш-пăлхар // Хыпар. 1917. 11 декабря; Чăваш челхи // Хыпар. 1917. 14 декабря; Чăваш пурнăçĕ // Хыпар. 1917. 25 декабря; НА ЧГИГН. Отд. VI. Ед. хр. 153. Инв. № 297. С. 36.

[39] НА ЧГИГН. Отд. VI. Ед. хр. 153. Инв. № 297. C. 19; Максимов-Кошкинский И.С. Малтанхи спектакль // Ялав. 1946. № 2–3. С. 46.

[40] Чăваш пурнăçĕ // Хыпар. 1917. 14 декабря. С. 2.

[41] НА ЧГИГН. Отд. I. Ед. хр. 715. Л. 235 об.

[42] Лекция // Рабочее дело. 1918. № 94. 24 марта.

[43] Максимов-Кошкинский И.С. Пьесасем… С. 402.

[44] НА ЧГИГН. Отд. VI. Ед. хр. 153. Инв. № 297. С. 64.

[45] Там же. Отд. II. Ед. хр. 108. Л. 64–65.

[46] ГИА ЧР. Ф. Р-499. Оп. 1. Д. 26. Л. 20.

[47] Чувашский спектакль // Казанское слово. 1918. 18 января. С. 2.

[48] ГИА ЧР. Ф. Р-499. Оп. 1. Д. 26. Л. 20.

[49] Максимов-Кошкинский И.С. Пьесасем… С. 387.

[50] ГИА ЧР. Ф. 2669. Оп. 1. Д. 2900. Л. 341.

[51] Щербаков С.В. Государственные символы Чувашской Республики: история, создание, проекты, документы и материалы. Чебоксары, 2014. С. 59, 57.

[52] ГАСИ ЧР. Ф. 1046. Оп. 4. Д. 211. Л. 261; НА ЧГИГН. Отд. I. Ед. хр. 715. Л. 183 об.

[53] Романова Ф.А. Гражданственность театра (на материалах истории чувашского театра) // Ученые записки ЧНИИ. Вып. 41. Чебоксары, 1969. С. 22.

[54] Максимов-Кошкинский И.С. Хĕвел туймасть инкеке…// Ялав. 1957. № 8. С. 16.

[55] ГИА ЧР. Ф. 2669. Оп. 2. Д. 2900. Л. 40.

[56] Там же. Д. 4572. Л. 17, 81 об.– 82 об.

[57] Краснов А.Д. Нарспа Йупа уйăхĕ [Февраль-Октябрь]. Чебоксары, 1931. С. 60; Любимов В.Н., Юлдашбаев Б.Х. Ленин и самоопределение наций (на примере народов Среднего Поволжья и Приуралья). Чебоксары, 1967. С. 162; НА ЧГИГН. Отд. I. Ед. хр. 715. Л. 183 об.

[58] Хусан кĕпĕрнинчи чăваш комиссариачĕ хăйĕн ĕçĕсем çинчен каласа пăнă доклад [Доклад Чувашского комиссариата Казанской губернии о проделанной работе] // Канаш. Çĕртме-июнь уйăхĕн 26-мĕш кунĕ. С. 1.

[59] ГИА ЧР. Ф. 2669. Оп. 1. Д. 2900. Л. 325, 341.

[60] Там же. Оп. 2. Д. 4570. Л. 39.

[61] Краснов А.Д. Нарспа йупа уйăхĕ [От Февраля к Октябрю] . Шупашкар, 1931. С. 60.

[62] Федоров П. Социал тени // Хыпар. 1917. Çертме уйăхĕн 1-мĕшĕ. С. 2.

[63] Гусаров Ю.В. Социалисты-националисты чувашские // Чувашская энциклопедия. Т. 4. С. 85; ГАСИ ЧР. Ф. 1046. Оп. 1. Д. 441. Л. 41–41 об.

[64] ГИА ЧР. Ф. Р-499. Оп. 1. Д. 7. Л. 4, 7, 7 об., 37 об., 43.

[65] ГАСИ ЧР. Ф. 1046. Оп. 1. Д. 441. Л. 43 об.; ГИА ЧР. Ф. Р-499. Оп. 1. Д. 7. Л. 9 об., 10 об., 12.

[66] Подробнее о биографии П.А. Федорова см.: Гусаров Ю.В. Чувашские общественно-политические деятели… С. 24–34.

[67] Максимов-Кошкинский И.С. Такăр çул. С. 18.

[68] ГИА ЧР. Ф. 2669. Оп. 2. Д. 4572. Л. 18.

[69] Леонтьев А.П. Хыпар: минувшее и настоящее. Чебоксары, 2011. С. 155–156.

[70] НА ЧГИГН. Отд. I. Ед. хр. 715. Л. 236.

[71] Цит. по: Павлов П.С. Из истории чувашского театра // Ученые записки ЧГПИ. Вып. 13. Чебоксары, 1961. С. 223.

 

==================================================

СПРАВОЧНО.

ОБ АВТОРЕ ПУБЛИКАЦИИ:

 

Гусаров Юрий Владимирович

  • кандидат исторических наук, доцент
  • ведущий научный сотрудник исторического направления
  • дата рождения: 1963.06.20

Родился 20 июня 1963 г. в пос. Урмары Чувашской АССР. В 1986 г. с отличием окончил историко-филологический факультет Чувашского государственного университета, в 1991 г.- очную аспирантуру при нём. В 1980-81 гг. работал столяром-сборщиком на Урмарской мебельной фабрике, в 1986-87 гг. учителем истории и обществоведения в Чубаевской средней школе Урмарского района. В 1991-2011 гг. на кафедре археологии, этнографии и региональной истории ЧГУ: ассистент, старший преподаватель, с 2006 г.- доцент. С 2011 г.- заведующий отделом истории ЧГИГН.

В 2002 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Жизнь, общественная и научная деятельность русского историка Н.С. Арцыбышева (1773-1841 гг.)». Основные направления исследований: отечественная историография, история книги, социально-экономическая и политическая история Чувашии конца XVIII - нач. XX вв. Автор свыше 70 научных и учебно-методических трудов, в т.ч. монографии, а также 410 статей в «Чувашской энциклопедии» (из них 32 в соавторстве).