ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ПАРК «СУВАР»

24.07.2017 12:03 | просмотров: 1901
ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ПАРК «СУВАР»

 

Хотите наглядно познакомиться с чувашской историей, символикой и мифологией? Тогда непременно посетите самый необычный парк республики – «Сувар», там собрано более 130 уникальных деревянных скульптур.

На левом берегу Волги, в санаторно-курортном комплексе «Чувашия» расположился этнопарк «Сувар» с деревянными обрядовыми скульптурами. Это известное среди чебоксарцев и гостей города место для отдыха с национальным колоритом.

Целью создания парка стало желание наглядно продемонстрировать древнюю великую культуру чувашского (суварского) народа, а также привлечь внимание к истории края, его традициям и обрядам. В нем сейчас уже более 130 деревянных скульптур. Они знакомят зрителей с местной мифологией, историей, орнаментикой и символикой.

Скульптура матери-орлицы в парке «Сувар»

В основном эти скульптуры связаны с поверьями сувар, в них образно повествуется о создании мира, злых или же добрых божествах. Надо сказать, что в язычестве чувашей практиковалось многобожие с верой в одушевление природных объектов. К примеру, они верили, что их душа после смерти живет в коре дерева.

Скульптура в парке «Сувар»

 

История

Этнопарк «Сувар» был основан в 1993г. Инициатор его создания, а также автор изваяний и основной части сюжетов – чувашский художник и скульптор Балтаев Н. М. (Палтай Микуçĕ). Позже к нему присоединились талантливые мастера-резчики из других районов. За 20 лет сосновый бор у Волги превратился в почти что сказочный лес.

Скульптуры в парке «Сувар»

 

Экспозиция

Парк занимает больше 7 га массива леса и условно разделён на 3 части: Золотая гора (Ылтăн ту), Серебряная гора (Кĕмĕл ту) и Медная гора (Пăхăр ту). В каждой из них наблюдается целостное единство сюжетов изваяний.

Золотая гора
(фигуры богов)


Здесь выражена идея божеств Верхнего мира, просматриваются символы далекого прошлого человечества. Как золотая эпоха представляется жизнь богатырей, героев, исполинов.

Серебряная гора
(фигуры людей)


Выражает сущность Светлого мира – среды человека, его силы и слабости. Также отождествляет единение с природой, животными и растениями.

Медная гора
(фигуры духов)


Отражение царства Низшего мира, представленного таинственными и потусторонними силами. На этой горе можно увидеть таких мифических существ, как русалку или лешего.

Древо жизни в парке «Сувар»

В центре парка стоит скульптура (на чувашском языке – «юпа»), изображенная в виде столба около «Древа жизни». В представлении древних людей столб – это вертикаль, которая соединяет 3 мира: богов, людей и духов. Так что изображения языческих существ часто были столбовыми, кстати, не только в чувашской культуре. На Золотой горе главенствующей фигурой считается «Богиня-мать», помимо рождения потомства она символизируют также и развитие земледелия.

Скульптура Хыпар в парке «Сувар»

В этнопарке есть множество скульптур, которые образно знакомят посетителей с чувашской историей и символами, здесь можно изучать традиционные костюмы сувар. Примером чувашской женщины в головном уборе и национальных одеждах является изваяние «Хыпар». Это крылатая богиня, которая несла людям добрые или плохие вести. Обнаженные «Юратупа и Киреметы» являются символами любви и верности. Наиболее крупной скульптурой в парке считают «Мечь Атиллы». По преданию его обладатель основал первое древнейшее поселение сувар.

Скульптура Юратупа и Киреметы в парке «Сувар»

Также здесь можно увидеть следующие скульптуры: «Мать-орлица», «Бабушка, мать, дева», «Птица счастья», «Атал-богатырь», «Мать Нива», «Хозяин грибов», «Йерех», «Обрядовый стол», «Пирешти», «Орлица – мне мать», «Четыре состояния», «Великий болгар», «Бог времени», «Асан», «Чистый сосуд», «Род», «Знахарь», «Змей огненный», «Хранитель», «Мать Улыпа», «Русалка», «Мать огня», «Пихампар», «Кэпе», «Старая волчица – нам мать», «Мировое яйцо», «Ай-уй», «Воин», «Музыкант», «Бичурин», «Чистая мечта», «Мастер», «Основа мира», «Мамай», «Мать-еж», «Красавица», «Леший», «Беда» и многие другие.

Скульптуры меча Атиллы, матери и отца в парке «Сувар»

 

Симпозиум скульпторов

В парке «Сувар» каждый год проходит симпозиум скульпторов, посвящённый чувашской деревянной обрядовой скульптуре. В нём принимают участие приглашённые специалисты: ученые, исследователи традиционных культур, журналисты. Основная цель таких симпозиумов – осмысление и поддержка духовных и художественных традиций чувашской нации.

В течение 10 дней участники симпозиума вырезают из толстых дубовых бревен изваяния высотой от 2,5 до 3 метров, отражающие мифологические, исторические и философские понятия суварского народа. Такие работы сочетают лаконичность и глубокий смысл скульптурной формы с орнаментом. Готовые фигуры устанавливают в этнокультурном парке под конец симпозиума.

Установка скульптур в парке «Сувар»

 

Скульпторы

Созданием изваяний этнопарка занимались следующие скульпторы и народные мастера резьбы по дереву:

Н. М. Балтаев (Палтай Микуçĕ);
П.С. Пупин (Пупин Петĕрĕ);
А. Н. Балтаев (Балтай Асамачĕ);
А. Н. Балтаев (Балтай Аттилĕ);
Кĕкер Коли;
Фомиряков, Георгий Геннадьевич (Кенин);
Степанов Анатолий (Çтапан Тули);
Фролов Юрий;
Николаев Леонид (Арăслан Лёни);

В. П. Петров (Праски Витти);
Ю. П. Матросов (Матрас Юркки);
Нагорнов Владимир (Ту Улачи);
Немцев Вячеслав (Нимĕç Славикĕ);
Г. С. Пупин (Пупин Кĕркури);
Кузьмин Василий (Аннушка Ваççи);
Тымарлан Пилĕ;
Фролов Юрий (Хĕçлĕ курак Юркки);
Слава Уракен;
С. В. Семёнов (Ылтăн Сĕруш);

Акимов Евгений (Йĕкĕм Жени);
Эриванов Василий (Эриван Ваççи);
И. А. Алексеев (Йăван Пикл);
Иванов Александр;
Краснов Михаил (Хĕрлĕ Мишши);
Аванмарт Пайтул;
Ф. И. Мадуров (Матур Хĕветĕрĕ);
Кошелев Пётр (Енчĕк Петĕрĕ);
А. И. Алексеев (Сантр Пикл);
Эткер Славикĕ.

Скульпторы изваяний в парке «Сувар»

Подробнее  =>  здесь.

 

Источник новости: http://visitvolga.ru/suvar