Состоялась онлайн-лекция «Музыкальное искусство и Вторая мировая война». Лектор - главный научный сотрудник ЧГИГН М.Г. Кондратьев

26.08.2020 11:56 | просмотров: 1106
Состоялась онлайн-лекция «Музыкальное искусство и Вторая мировая война». Лектор - главный научный сотрудник ЧГИГН М.Г. Кондратьев

В Национальной библиотеке Чувашской Республики 25 августа состоялась  он-лайн лекция «Музыкальное искусство и Вторая мировая война». Лектор - музыковед, доктор искусствоведения, профессор М. Г. Кондратьев. Лекция приурочена Дню Воинской Славы России «3 сентября - День окончания Второй мировой войны» и 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Во время самой жестокой и кровопролитной Второй мировой войны в истории человечества сопротивление врагу развернулось не только на поле брани.  В годы войны не ослабевал интерес и к настоящему искусству. Ни один вид искусства не может гордиться такой весомостью своих завоеваний в эти суровые годы, как музыка. Мероприятие объединило фигуры выдающихся музыкальных деятелей  ХХ века -    австрийского и американского композитора Арнольда Шёнберга, французского композитора Оливье Мессиана, венгерского композитора Белы Бартока, русских композиторов Дмитрия Шостаковича и Сергея  Прокофьева.

Михаил Григорьевич рассказал о музыкантах в контексте эпохи: сопоставил события тех лет с композиторскими открытиями и настроениями музыкальных сочинений. Музыкальные произведения западноевропейских и русских мастеров стали одним из действенных духовных орудий в борьбе с врагом. Весьма значительными композиторскими замыслами отозвались в них события второй мировой войны - страдания и гибель миллионов людей, ненависть народов к фашизму. Музыка военных лет сопровождалась демонстрацией фрагментов аудиозаписей западноевропейских композиторов - «Квартет на конец времени» для скрипки, кларнета, виолончели и фортепиано Оливье Мессиана (1941), «Ода Наполеону» Арнольда Шёнберга на стихи Дж. Байрона (1942), «Концерт для оркестра» Белы Бартока (1943). Слушателям также посчастливилось услышать классическую музыку в исполнении на фортепиано лектора-музыковеда Михаила Кондратьева.

Победа во Второй мировой войне была достигнута совместными усилиями стран-участниц Антигитлеровской коалиции. Но главную тяжесть борьбы вынес именно советский народ. Аудитории также были представлены знаменитые произведения русских композиторов - «Симфония № 7» (Ленинградская) Дмитрия Шостаковича (1941); кантата Сергея Прокофьева «Александр Невский» (5 часть «Ледовое побоище» (1939).

7-я симфония Шостаковича сразу стала символом сопротивления советского народа фашистским захватчикам и веры в грядущую победу над врагом. Слушатели и советская пресса встретили Седьмую сонату восторженно, усматривая в ней «голос Родины», могучую интонацию патриотизма. Так воспринимали ее не только на Родине, но и во многих странах мира.

Все эти произведения, появившиеся в годы Второй мировой войны, обладали ошеломляющей силой воздействия на душу человека. Они не только воодушевляли солдат, поднимали боевой дух, но и стали духовным манифестом народа-победителя. «Если вы хотите почувствовать энергетику борьбы и победы в мировых катаклизмах, надо слушать произведения этих авторов. Это самые яркие произведения не только в творчестве каждого композитора, но и мировой классической музыки.  Я думаю, что это ценности вечного порядка», - подытожил лектор-музыковед Михаил Кондратьев.

На лекции присутствовали и представители СМИ. В своем интервью журналистам Михаил Кондратьев вкратце ознакомил музыкальной культурой Чувашии в годы войны Великой Отечественной войны. Союз советских композиторов Чувашии, продолживший свое формирование в годы войны, имел в своем составе не более 10 человек. За два года войны чувашские композиторы создали более 70 массовых и эстрадных песен на оборонные темы. Особенно плодотворно работали композиторы Василий Воробьев, Григорий Лисков, молодые композиторы А.Г. Орлов-Шузьм, Герман Лебедев, Филипп Лукин. Лучшие песни этих композиторов заняли почетное место в репертуаре Чувашского государственного ансамбля песни и пляски («Белая голубка» В. Воробьева, «Смерть фашизму» Г. Лискова, «Победа будет за нами» А. Орлова-Шузьма, «Боевая песня» Ф. Лукина и др.).

Надо отметить, что гастрольная деятельность Чувашского государственного ансамбля песни и пляски не прекращалась и во время Великой Отечественной войны - так, зимой 1943 года в течение трёх месяцев он пребывал в действующих частях Брянского и Калининского фронтов.

Чувашия гордится своими музыкантами-фронтовиками Анисимом Асламасом и Федором Васильевым, музыковедом-фронтовиком Юрием Илюхиным. Теме войны Асламас посвятил балладу для солистов и хора «На родине Фридерика Шопена и Адама Мицкевича», Второй концерт для фортепиано с оркестром, оперную трилогию «Жди меня». Ко Дню Победы им был написан «Триумфальный марш» для хора и оркестра. Уже в мирное время он создал героико-эпическую оперу «Прерванный вальс» по либретто П.Н. Осипова, посвященную памяти погибших воинов в Великой Отечественной войне. Фронтовик-композитор Федор Васильев посвятил этой теме хоровую сюиту «Фронтовые эскизы» на стихи поэта А. Лукашина. Сочинение «Фронтовых эскизов» было отмечено в 1976 году Государственной премией им. К.И. Иванова.

Творческие работники, деятели культуры и искусства внесли значительный вклад в дело Победы.

 

Ссылка на лекцию на Youtube канале Национальной библиотеки.

Информация и фотографии Веры Архиповой.

Фотографии