Вся его жизнь – музыка

04.04.2023 11:49 | просмотров: 612
Вся его жизнь – музыка

Музыка – удивительный вид искусства. Она тесно связана с жизнью человека и проникает во все сферы: науку, культуру, философию, психологию.

В начале XX века успешно стала развиваться чувашская профессиональная музыка. Появилось много замечательных композиторов. Одним из таких является Тимофей Игнатьевич Фандеев (1918–1999) – композитор с ярким, присущим только ему творческим почерком. Родился он 6 (19) февраля 1918 г. в д. Малые Тюмерли (до 1929 г. носила два названия – Малая Тюмерля и Емалок) Козьмодемьянского уезда Казанской губернии (ныне Ядринский муниципальный округ Чувашской Республики) [1].

Будущий композитор с детства приобщался к миру музыки. Отец его – музыкальный мастер-самоучка сам делал гармоники и играл на них, а мать очень любила петь. Вся семья, включая родного брата Егора, который играл на гармошке и гуслях, прививала мальчику любовь к чувашским и русским народным песням. Они и легли в основу всего творчества Тимофея Фандеева.

Его музыкальный талант начал проявляться в четыре года, когда он научился играть на семиклавишной гармонике. В семь лет мальчик уже играл на гуслях, а в четырнадцать – на баяне, который стал его любимым музыкальным инструментом. В его творчестве с ранних лет наметилось свободное, непринужденное развитие мелодии, широкая распевность, яркость национального колорита, жизнерадостность музыки. Он сам по слуху подбирал русские и чувашские народные песни. В тринадцать лет Тимофей сочинил вокальную музыку на текст Г. Тал-Марзы «Вина всесильных» – это был его первый композиторский опыт.

В 1935–1939 гг. обучался в Чебоксарском музыкальном училище на вокальном отделении в классе А.Я. Порубиновского. С 1937 г. работал баянистом Чувашского академического театра. Спустя год стал заведующим музыкальной частью и баянистом Бижбулякского чувашского театра в Башкирской АССР. Окончив композиторский факультет Казанской консерватории, уже в студенческие годы наряду с песнями, им были написаны семь симфонических произведений.

В мае 1939 г. карьера музыканта была приостановлена в связи с призывом в Красную армию. До 1946 г. будущий композитор служил на Дальнем Востоке в автотранспортных и артиллерийских войсках. Он находился в составе Второго Дальневосточного фронта в звании старшего сержанта и участвовал в боях с японскими милитаристами. За боевые заслуги в годы Великой Отечественной войны отмечен восемью наградами, орденом Отечественной войны II степени.

Но даже в военное время Тимофей Фандеев не расставался с музыкой – играл на баяне в армейском ансамбле. В 1943 г. он написал две песни на стихи В. Гусева – «Далекой любимой» и «Весенняя песня». Позднее эти произведения получили одобрение в композиторских кругах Хабаровска и Москвы.

Вернувшись после демобилизации в Чувашию, талантливого баяниста с радостью принял на работу вокальный ансамбль Комитета по радиовещанию при Совете Министров Чувашской АССР. Без отрыва от работы в 1947 г. Тимофей Фандеев окончил Чебоксарское музыкальное училище, но молодого музыканта не оставляла мысль получить высшее консерваторское образование и стать композитором-профессионалом. При поступлении в консерваторию приемной комиссии он представил несколько обработок чувашских песен, а также партитуру танцевальной сюиты «Акатуй» для симфонического оркестра. В 1947–1952 гг. обучался на теоретико-композиторском факультете Казанской государственной консерватории в классах профессоров А.С. Лемана (композиция), Н.Г. Жиганова (инструментовка) и Г.И. Литинского (полифония). Получив высшее специальное образование, становится первым чувашским композитором послевоенного поколения. Во время учебы он сочинил семь симфонических произведений, в числе которых была его лучшая партитура – симфоническая поэма «В родном краю». На втором курсе консерватории он принят в члены Союза композиторов СССР. Его педагог, наставник чувашских композиторов, профессор Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского Альберт Леман в своих воспоминаниях о молодом композиторе очень тепло отзывался, подчеркивал его индивидуальность и профессионализм.

После окончания консерватории в 1955-1956 гг. Тимофей Игнатьевич работал композитором и редактором музыкального вещания Чувашского радио. Спустя год возглавил молодёжный ансамбль песни и танца рабочего клуба «30 лет Чувашской АССР», которым руководил на протяжении 7 лет. С 1963 г. работал директором Чувашского республиканского дома народного творчества, а с 1964 г. – старшим преподавателем музыкально-педагогического факультета Чувашского государственного педагогического института (ныне ЧГПУ им. И.Я. Яковлева) [2]. В 1972–1979 гг. трудился консультантом Союза композиторов Чувашской АССР.

На протяжении нескольких десятилетий активно занимался творческой деятельностью, стремился воплотить доступным и музыкальным языком программные замыслы, связанные с современной тематикой. В большом творческом багаже композитора – сюиты, музыкальные комедии, увертюры, оперы, оперетты, балеты, а также концерты для баяна, альта, трубы с оркестром. Основные из них: опера «Нарспи», оперетта «Телей» (Счастье), «Свадьба», кантата «Иван Яковлев», «Партие мухтав!» (Партии слава вовек!), музыкальные комедии «Кай, кай Ивана» (Выйди, выйди за Ивана), «Виçě туй» (Три свадьбы), кантата «Иван Яковлев», увертюра «На целину», «Праздничная увертюра», «Торжественная увертюра», посвящённая Андрияну Николаеву, марш «Слава победителям», балет «Цветок счастья» и другие [3]. Их отличает широкая мелодическая распевность, яркость национал. колорита, богатство оркестровых красок.

В 1974 г. Тимофей Игнатьевич написал первый в чувашской музыке Концерт для альта с оркестром, исполнителем которого был преподаватель музучилища, заслуженный работник культуры Чувашской Республики Вячеслав Миронов. Двумя годами ранее композитор представил работу с редким жанром – Концерт для баяна с симфоническим оркестром, который тоже стал первым сочинением подобного рода в Чувашии. Его играли преподаватели Чебоксарского музыкального училища народный артист Чувашской Республики Юрий Решетов и заслуженный работник культуры Чувашской Республики Николай Артюков.

Композитор также ярко проявил себя в песенном жанре. Так на слова В. Урдаша, В. Давыдова-Анатри, Н. Евстафьева, Ю. Петрова, П. Хузангая, А. Артемьева, А. Алги, И. Тукташа, А. Эсхеля им было написано более 100 песен и романсов. Его творчество отличается жизнерадостностью, вдохновением, искренностью, оптимизмом.

Т.И. Фандеев – один из выдающихся чувашских композиторов, посвятивший свою жизнь служению национальному музыкальному искусству. Им создано множество произведений почти во всех музыкальных жанрах.

За многолетнюю плодотворную работу и за большой вклад в музыкальную культуру Т.И. Фандеев удостоен званий «Заслуженный деятель искусств Чувашской АССР» (1968) [4] и «Заслуженный деятель искусств РСФСР» (1978).

1 ноября 1999 г. сердце композитора перестало биться.

_________________________________________

1. Метрическая запись о рождении и крещении Тимофея Игнатьевича Фандеева в Казанско-Богородицкой церкви с. Малое Карачкино Козьмодемьянского уезда Казанской губернии 6 (19) февраля 1918 г. ГИА ЧР. Ф. 557. Оп. 4. Д. 84. Л. 183 об.–184. Подлинник.

2. Автобиография Т.И. Фандеева. 15 августа 1967 г. ГИА ЧР. Ф. Р-1041. Оп. 6. Д. 808. Л. 100–110 об. Подлинник.

3. Творческая характеристика композитора Т.И. Фандеева. 19 января 1968 г. ГИА ЧР. Ф. Р-1041. Оп. 6. Д. 808. Л. 98-99. Подлинник.

4. Указ Президиума Верховного Совета Чувашской АССР «О присвоении Т.И. Фандееву почетного звания «Заслуженный деятель искусств Чувашской АССР». 16 февраля 1968 г. ГИА ЧР. Ф. Р-1041. Оп. 6. Д. 808. Л. 92. Подлинник.

5. Т.И. Фандеев – композитор, заслуженный деятель искусств Чувашской АССР. Февраль 1968 г. ГИА ЧР. Коллекция фотодокументов. Оп. 2. № 2322.

6. Т.И. Фандеев – композитор, педагог, баянист. 1968 г. ГИА ЧР. Коллекция фотодокументов. Оп. 2. № 5253.

7. На снимке (слева направо): В. Алагер, С. Шавлы, С. Максимов, В. Воробьев, А. Тогаев, Т. Фандеев – композиторы. 1951 г. ГИА ЧР. Коллекция фотодокументов. Оп. 2. № 19663.

8. Заслуженный деятель искусств Чувашской АССР и РСФСР Т. Фандеев (третий слева), заслуженный артист Чувашской АССР П. Заломнов (пятый слева), заслуженная артистка РСФСР и народная артистка Чувашской АССР Т. Чумакова, композитор Г. Лебедев среди пионеров-участников «Недели детской музыки». 1977 г. ГИА ЧР. Коллекция фотодокументов. Оп. 2. № 9521.

9. Т.И. Фандеев, Ф.М. Лукин, А.М. Михайлов, Г.С. Лебедев – композиторы Чувашии. 1978 г. ГИА ЧР. Коллекция фотодокументов. Оп. 2. № 17629.

Н.Ю. Толстова 

Государственный исторический архив Чувашской Республики 

#ЧГИГН #Чувашскийгосинститутгуманитарныхнаук #ЕР21