Многоликий мир волжской деревни («Советская Чувашия», 11 апреля 2024, № 39)

17.04.2024 09:36 | просмотров: 807
Многоликий мир волжской деревни («Советская Чувашия», 11 апреля 2024, № 39)

С Геннадием Николаевым мы когда-то учились на историко-филологическом факультете ЧГУ имени И.Н. Ульянова. Он на историческом отделении, я — на филологическом. Оба выходцы из чувашской глубинки. Как-то раз, зайдя в книжный магазин, увидел его книгу. Решил ее пролистать, и с первых же строк книга покорила меня легкостью изложения. Приобрел ее и ни разу не пожалел — прочитал книгу взахлеб. Монография ученого, которого я знал когда-то как студента-сокурсника, посвящена волжской деревне и ее трудолюбивым землепашцам.

ОБ АВТОРЕ

Геннадий Алексеевич Николаев — уроженец Янтиковского района, известный ученый, кандидат исторических наук, заслуженный деятель науки Чувашской Республики, заместитель директора по науке и развитию Чувашского государственного института гуманитарных наук. Он — признанный специалист в области истории и этнологии многонационального крестьянства Среднего Поволжья. Монография «Мир волжской деревни во второй половине XIX — начале XX века» — плод его многолетних научных изысканий.

Благодаря развитию гуманитарных наук сейчас не составляет труда найти литературу об истории российской глубинки. Казалось бы, что еще можно сказать о деревне? Тем не менее, в книге «Мир волжской деревни во второй половине XIX — начале XX века» нам открываются новые, доселе неведомые стороны деревенского бытия, стародавние традиции и нравы.

К примеру, интересно было узнать, что в этот период такой общественный недуг, как хулиганство, представлял собой социальное явление. В начале XX века молодежь через беспорядки пыталась объявить о своих правах — выступала против насильственной женитьбы на выбранных родителями невестах, скептически относилась к стародавним традициям…

Прежде я никогда не задумывался о том, что социальный слой чувашской деревни включал в себя совершенно разные социальные группы, отличающиеся как по количественным, так и по качественным параметрам. Вот только один пример. Оказывается, самыми богатыми в деревне считались «çĕрме пуян» (владельцы несметных богатств) или «пĕрремĕш пуянсем» (богачи первого ряда), далее шли «пуянсем» (богачи) или «иккĕмĕш пуянсем» (богачи второго ряда), «çĕнĕ пуянсем» (новые богачи), «шурă пуянсем» (состоятельные члены сельского сообщества, живущие по-белому) и «хура пуянсем» (соответственно живущие по-черному), «вăрттăн пуянсем» (тайные богачи), «кулаксем»

Таких любопытных сюжетов и фактов в книге великое множество. Многие из них рассматриваются автором в этническом контексте чувашской, русской, татарской, удмуртской, мордовской и марийской деревень. Поволжские народы, объединенные общей исторической судьбой, веками находились в тесном этнокультурном контакте друг с другом. В региональной исторической науке вряд ли найдется подобное сравнительное исследование жизни и быта крестьянства шести разных народов. Так что книга эта будет интересна не только жителям Чувашии.

В монографии приводится немало жизненных сюжетов из архивных источников, фольклорных и этнографических записей конца XIX — начала ХХ века. Благодаря этому о крестьянском мире Поволжья мы узнаем и через рассказы очевидцев — священнослужителей, земских служащих и учителей, литераторов. Узнаем, в частности, о том, что представители разных народов создавали национально смешанные семьи, одалживали друг другу деньги, торговали, вместе веселились, но обычаи у них все-таки были разные. К примеру, женщины в русских селениях участвовали в кулачных боях, чего нельзя было и представить в чувашской или татарской деревнях.

«Мир волжской деревни…» — удачный пример серьезного научного исследования, интересного и доступного широкому кругу читателей. Привлекает живой и образный язык книги, увлекательный стиль изложения. А еще — любовь автора к малой родине, его бережное отношение к людям, быту и культуре крестьян. Неудивительно, что книга стала победителем Республиканского фестиваля-конкурса «Литературная Чувашия: книга года-2022» в номинации «Лучшая научная книга».

Сейчас монография «Мир волжской деревни…» представлена на соискание Государственной премии Чувашской Республики в области науки и техники. Она, несомненно, внесет существенный вклад в развитие чувашской гуманитарной науки.

Кстати, в своем труде автор отмечает, что волжская деревня продолжает хранить много тайн. Так что пожелаем Геннадию Николаеву успехов в его дальнейших научных изысканиях.

Александр Вражкин 

Газета «Советская Чувашия»